Педагогическая деятельность
Тема: Развитие творческих способностей детей в процессе создания мультфильмов.
Дети – прирожденные аниматоры.
Им близок и понятен язык условности,
это «как будто», на котором и
строятся все наши фильмы»
Ф.С.Хитрук
- Актуальность темы.
В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир, которое проявляется в неповторимых формах игры, сказки, путешествия, приключений, экспериментирования.
Развитие в наших детях качеств творческой личности — одна из важнейших задач современного ДОУ. Творить вместе с детьми, уважать решения детей– вот главная задача родителей и педагогов. Увaжaя личнocть peбeнкa, мы дoлжны пoддepживaть eгo инициaтивy в paзличных видaх дeятeльнocти, твopчecкyю и пoзнaвaтeльнyю aктивнocть. Дoшкoльный вoзpacт – этo пepиoд пpиoбщeния peбёнкa к пoзнaнию oкpyжaющeгo миpa, пepиoд eгo нaчaльнoй coциaлизaции. Имeннo в этoм вoзpacтe aктивизиpyeтcя caмocтoятeльнocть мышлeния, paзвивaeтcя пoзнaвaтeльный интepec дeтeй и любoзнaтeльнocть.
Теоретическая база опыта основана на исследованиях психолого-педагогической и методической литературы. Результаты исследований известных психологов (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, В. Т. Кудрявцев, Н. Н. Поддьяков) и педагогов (Н. В. Ветлугина, Т. Г. Казакова, Л. А. Парамонова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина) показали, что творческие способности детей раскрываются уже в дошкольном детстве.
В условиях современного образования и требованиях ФГОС актуальным становится вопрос о создании таких условий в детском саду, которые бы способствовали раскрытию потенциала и творческой реализации каждого ребёнка, а также удовлетворяли желание родителей воспитанников детского сада получать качественное образование и гармоничное развитие своих детей. Важную роль в этом играет творческая деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является необходимой для полноценного развития личности ребенка.
Одним из наиболее оптимальных инновационных инструментов воспитания, обучения и социализации российских детей в XXI веке становится внедрение анимационных технологий (анимации) в воспитательно-образовательную деятельность.
Myльтипликaция oблaдaeт чpeзвычaйнo выcoким пoтeнциaлoм хyдoжecтвeннo-эcтeтичecкoгo, нpaвcтвeннo-эмoциoнaльнoгo вoздeйcтвия нa дeтeй дoшкoльнoгo вoзpacтa, a тaкжe шиpoкими вocпитaтeльнo-oбpaзoвaтeльными вoзмoжнocтями.
В рамках проектной деятельности в нашей группе была организована студия для детей «Мультимир».Работа в мультстудии построена в соответствии с требованиями ФГОС с учетом возрастных и психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста. Интерес является одним из важных мотивов занятий с детьми дошкольного возраста. Создание мультфильма с детьми дошкольного возраста позволяет поддерживать любое стремление детей к творчеству, оказывает максимально возможное влияние на развитие в каждом из них свободной творческой личности. К занятиям могут привлекаться дети с особыми возможностями здоровья, так как сам технологический процесс мультипликации, применяемые методы, формы и средства создают возможность организовать образовательный процесс по программе с учетом особенностей психофизического развития детей с ОВЗ.
В своей работе я опирались на методические разработки:
- А.И.Савенкова «Я творю мир».
- Технологию ТРИЗ Г. С. Альтшуллер — эти авторы предлагают формы, методы и приемы организации продуктивной деятельности детей дошкольного возраста в современных условиях.
- Игровые технологии. С помощью них дети имитируют реальные ситуации, обыгрывают придуманные или восстановленные истории, сказочные сюжеты.
- Информационно-коммуникативные технологии. Это применение компьютерной презентации.
Основные направления моей деятельности.
- Определение темы, совместное обсуждение и выдвижение гипотезы.
- Формулировка цели и задач.
- Разработка алгоритма работы над мультфильмом (технологическая карта).
- Подготовка необходимых материалов и оборудования.
- Подборка художественной литературы для чтения и самостоятельного рассматривания по мотивам, которой созданы мультфильмы.
- Беседа с детьми «Мой любимый мультфильм».
- Анкетирование родителей: «Какие мультфильмы смотрят дети дома?».
- Оформление выставки творческих работ детей «Мой любимый мультфильм»
Гипотеза: предполагается, что при создании коллективного мультфильма, у детей не только развиваются творческие способности, но и формируются такие значимые личностные качества, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, владение коммуникативными умениями и навыками.
Цель: создание условий для развития творческих способностей старших дошкольников через использование различных техник мультипликации.
Для решения поставленной цели были определены задачи:
- Познакомить детей с технологией создания мультипликационного фильма;
- Развивать познавательный, художественно-эстетический интерес к созданию мультфильмов;
- Развивать творческое воображение и мышление;
- Поощрять речевую активность и обогащать словарный запас дошкольников;
- Развивать информационную культуру и логику мышление детей;
- Воспитывать интерес к лучшим образцам мультипликации и стремление к самостоятельному творчеству;
- Поддерживать стремление детей к отражению своих представлений через разнообразные техники анимации;
- Воспитывать интерес, внимание и последовательность в процессе создания мультфильма;
- Воспитывать у детей умение работать в малых проектных группах со сверстниками и взрослыми;
- Усилить интерес родителей воспитанников к жизни детей в группе детского сада, их желание участвовать в них.
Для реализации задач я руководствуюсь следующими принципами:
- принцип систематичности и последовательности, который обеспечивает единство реализации воспитательных, развивающих и обучающих задач развития дошкольников, позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
- принцип доступности позволяет построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;
- принцип деятельности исключает передачу детям готовых знаний, направляет детскую деятельность в русло самостоятельного принятия детьми решений, познания нового путем практического освоения технологии. Педагог при этом использует активные формы и методы обучения дошкольников, способствуя тем самым развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества;
- принцип творчества и результативности направлен на приобретение дошкольниками собственного опыта творческой деятельности, на формирование у них умения создавать новое, находить нестандартное решение проблемных ситуаций и на получение положительного результата проводимой работы независимо от уровня развития детей.
Планируемые результаты.
Дети должны знать и уметь:
- правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- название и назначение инструментов для работы с бумагой и пластилином;
- способы соединения деталей из бумаги и пластилина;
- особенности материалов техники анимационной деятельности.
- определить порядок действий, планировать этапы своей работы;
- комбинировать различные приемы работы для достижения поставленной художественно-творческой задачи;
- передавать движения фигур человека и животных;
- проявлять творчество в создании своей работы;
Предполагаемый результат: участвуя в работе, дети сами создают героев мультфильма, приобретают навыки коллективной и проектной работы, ведь автор мультфильма – это не только художник, или скульптор, но еще и сценарист, и режиссер, и актер, и даже драматург и музыкант. И всем этим профессиям понемногу ребята смогут научиться сообща.
Каждый из детей сможет моделировать как реальный, так и фантастический мир; придумывать персонажей, различных по пластике, характеру, настроению; создавать музыкальные анимационные фильмы.
Процесс создания мультфильмов явился совместным творчеством всех участников образовательного процесса: воспитателей, детей и родителей.
Создание мультфильма – это многогранный творческий процесс, интегрирующий в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную и др.
Новизна опыта заключается в разработке собственной методики по созданию мультфильма в ходе образовательной деятельности дошкольников. Представляемый опыт является репродуктивно-творческим, так как основан на творческом анализе и переработке материала, представленного в педагогической литературе, в преломлении его сквозь призму собственного педагогического опыта.
Работа с детьми спланирована в следующих формах: беседы, игровая деятельность, рассказывание, показ иллюстраций, презентации «История возникновения мультипликации»; художественное творчество (рисование, лепка, аппликация, оригами, слушание музыки, прослушивание аудиозаписей, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, знакомство с видами мультфильмов (пластилиновый, рисованный, кукольный, просмотр видеофильма, как происходит рождение мультфильма в мультипликационной студии, знакомство с профессиями: сценарист, режиссер-мультипликатор, художник-мультипликатор, звукорежиссер, оператор и др., викторина «Знатоки мультфильмов».
В результате было создано несколько мини-фильмов, которые положили начало созданию мультимедийного альбома «Мультфильмы своими руками» и были представлены на собрании перед родителями. Так же премьера мультфильмов детям из других групп детского сада.
За время работы мультстудии мы добились определенных результатов. В процессе работы над мультфильмом у детей возник интерес к творческой деятельности, мотивация активного участия в творческой деятельности. Дети с удовольствием лепят, рисуют изготавливают героев к будущему мультфильму, проявляют самостоятельность и ответственность, сопричастность общему делу, выполняют сложную и трудоемкую работу, необходимую для получения творческого результата. В работу вовлекаются родители воспитанников, что позволяет решать педагогические задачи по воспитанию и развитию детей дошкольников совместными усилиями. Так осуществляется преемственность в работе дошкольного учреждения и семьи. Вовлечение дошкольников в активную совместную с воспитателем деятельность, будет способствовать дальнейшему развитию творческих способностей и раскрытию творческого потенциала детей.
Авторская детская мультипликация – сегодня трудно найти более универсальный и целостный вид творчества, так естественно подходящий детскому возрасту. В ней и особая структура условности, свобода в трактовке пространства и времени, и возможность использовать разнообразный арсенал выразительных творческих средств.